Ката (история, теория и практика)

Из книги Шотокан каратэ-до основные аспекты Трусов О.В. ISBN 5-220-00 322-4

Ката Сётокан

Во всех изданиях по каратэ о ката сказано очень мало. Почти ничего не написано о дыхании, скорости исполнения, мышечной концентрации и расслаблении. Термин «ката» имеет японское происхождение и означает «модель, тип, стиль, форма, этикет, информация».

Всего насчитывается более 100 ката окинавского и японского происхождения, которые передавались практически из поколения в поколение. В современном Шотокане общепринято считать реально исполняемыми 26 ката, а именно:

1-5. Хейан (Шодан, Нидан, Сандан, Йондан, Годан)

6-8. Текки (Шодан, Нидан, Сандан)

9. Канку Дай

10. Канку Шо

11. Бассай Дай

12. Бассай Шо

13. Джион

14. Эмпи (Энпи)

15. Хангетсу

16. Ганкаку

17. Джитте (Джутте)

18. Чинте

19. Сочин

20. Унсу

21. Мейкйо

22. Годзющихо Дай

23. Годзюшизо Шо

24. Джи’ин

25. Ванкан

26. Нидзюшихо

 

Гичин Фунакоси утверждал, что в Шотокане существует 2 типа ката: быстрые и легкие (Шорин) и медленные и тяжелые (Шорей).

Названия ката имеют разное происхождение, многие из названий неизвестного происхождения и не означают ничего конкретного.

В современном Шотокане, в различных версиях (SKIF, WKF, JKA, WSKF и др.), отдельные элементы ката подвергаются незначительным изменениям, не имеющим  принципиального значения, в зависимости от трактовки исполнения, принятой в данной версии. Однако первоначальный рисунок и смысл ката, то есть основной принципиальный подход, остаются без изменений.

В версии SKIF (Шихан Хироказу Каназава) из принятых к изучению 26 ката 10 считаются обязательными для изучения и сдачи их на аттестационных экзаменах и для демонстрации в соревнованиях (Хейан – 5 ката: Текки Шодан, Канку Дай, Бассай Дай, Джион, Эмпи).

В 1997 году Х. Каназава добавил к программе «Токуй ката» еще три ката: Сэйпай, Ганкаку Шо и Сэйенчин. Таким образом, в настоящее время в системе SKIF насчитывается 29 ката. Ката, обязательные для изучения, называются «Шитей ката».

Ката высшего класса, изучаемые индивидуально в зависимости от желания и их привлекательности для спортсмена, называются «Токуй ката».

Ката развивает много качеств, которые не могут развивать вольный бой или базовая техника, а именно: чувство пространства и ритма; возможность тренироваться без партнера; наработку новых приемов и их комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник, редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приемы, никогда не встречающиеся в практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой приемов, опасных для отработки их с партнером из-за высокой степени вероятности травмирования.

Каждая ката обладает определенной информацией, которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определенной степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан содержит ту же технику, что и начальная часть Канку Дай. Шихон Нукитэ, применяемый в Хейан Нидан, дважды применяется в Канку Дай.  Более того, другие ката Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во всех ката существуют приемы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката группы Хейан и Текки.

Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, интересные и уникальные сами по себе, «выпадают» из системы ката Шотокан. А такие ката, как Унсу, Сочин, Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим единством с ката Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами прошлого и остались благодаря своей технической ценности и практическим действиям.

Некоторые ката постепенно выпадают из исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов. Каратэ почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной целью изучения ката стала эстетика исполнения. И очень многие интересуются изначальным исполнением и значением перемещений и техник ката. В основном по этой причине наиболее «представительные» по динамичности и эстетике движений ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым «не повезло», постепенно отошли и отходят в небытие.

Например, Унсу и Сочин регулярно исполняются в наше время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.

Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая впечатляющих приемов, осваивается за короткий промежуток времени и все реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи’ин не были упомянуты в книге М.Накаямы «Best karate», но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.

Ката Мейкйо – еще один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля Шотокан.

Еще одной причиной снижения популярности у исполнителей определенных ката стало увеличение роли вольных боев в практике каратэ во всем мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.

Исторически, Гитин Фунакоши перенес акцент тренировок с изучения ката на вольный бой, что вывело ката с центрального места в тренировках каратэ.

Поскольку ката, наравне с  Кихоном, являются основным методом освоения боевой техники и доведения ее исполнения до автоматизма  в экстремальных ситуациях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то многократное повторение – единственный способ доведения боевого арсенала до высокого уровня качества и скорости выполнения. Поэтому необходимо привлекать к изучению и исполнения в Шотокане как можно большее число ката из других стилей при условии сохранения знаний оп всем ката Шотокана. Чем больше количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.

Ката содержит в себе набор определенных технических действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений), цель которых – поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия – «Бункай» и «Ойо».

Бункай означает «анализ», «подробное рассмотрение элементов ката». Термин Бункай правильнее использовать в значении «разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно».

Ойо означает «практическое назначение, применение элементов ката». Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения технических приемов в разных конкретных ситуациях.

Первоначальное назначение каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, как же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их технические элементы.

Шотокан каратэ-до основные аспекты Трусов О.В. ISBN 5-220-00 322-4